;

«Руками – трогать!» Или Как мультимедийные технологии музеям помогли

«Руками – трогать!» Или Как мультимедийные технологии музеям помогли

     Как часто мы ходим в музеи? Что мы представляем себе при самом слове «музей»? 
Нечто фундаментальное, научное? Интересное и познавательное? Современное здание из стекла и бетона? Пыльные скучные залы? Золотое с голубым кружево коридоров Эрмитажа? Вечно дремлющих у дверей в своих теплых шалях смотрительниц экспозиционных залов? Яркие впечатляющие экспонаты? Одинокого посетителя, сидящего на банкетке перед шедевром мировой живописи?
(нужное подчеркнуть или предложить свой вариант ответа)

     Безжалостно перейдём от трепещущих эпитетов и развернутых метафор к суровой статистике. 
Согласно недавним исследованиям группы ученых из Высшей школы экономики, лишь 16% российских граждан посещают музеи, 50% россиян не интересуются ими, 14% вообще о них ничего не знают, и оставшиеся 20% знают о музеях, но не посещают их.

     Стремительное развитие информационных технологий ставит современные музеи в отнюдь не равноценные условия конкуренции с новыми публичными медиапродуктами. Не смотря на все старания сохранить культурное и историческое наследие, музей перестает быть площадкой его популяризации. Тяжелее всего в этой ситуации приходится небольшим региональным музеям. Тем более, что не все регионы могут похвастаться стабильным интересом со стороны туристов. 
Упрямая статистика утверждает, что за последние 30 лет посещаемость музеев увеличилась аж на 43%. Однако тут же, как банк «мелким шрифтом под звездочкой»: из них 79% - музеи Москвы и Санкт-Петербурга.
Как же музеям остаться почтенными вместилищами свидетельств самобытности региона, но при этом быть яркими и активными участниками различных социальных, культурных, национальных и политических процессов? Особенно тем музеям, которые не в Москве и не в Санкт-Петербурге. И собственных зданий у них зачастую просто нет. Зато есть несколько комнат, в которых одержимые своим делом музейщики пытаются показать всё, что собрано о родном крае многими поколениями таких же влюбленных в свое дело работников музейного дела. 

     Тут уж как не пытайся «сохранять пожалуйста тишину», приходится обратиться к современным технологиям. Чтобы в залах музея появились любопытные дети и нескучные взрослые. Чтобы экскурсии, эмоции, воспоминания и впечатления. А не вот это вот всё: окончательно прилипшие к музейным экспозициям старые пыльные тени, несбывшиеся мечты музейщиков, горы страждущих показать себя экспонатов, запертых в коробках. 

     Музеи больше не хотят быть скучными! Теперь они используют новые технологии, открывая для себя поистине безграничные возможности углубления контекста восприятия экспонатов, вовлечения посетителей в прямое взаимодействие с историей, предметами искусства.  
Спрос на инновации в музейной сфере растет с каждым днем. И не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах. Только в прошлом году к нам обратились два районных краеведческих музея с просьбой подобрать и реализовать в предлагаемых условиях уместные и интересные мультимедийные решения. В обоих случаях речь шла о залах, посвященных жизни районов в годы ВОВ, но условия, характеристики, площади музеев были совершенно разные. Оба проекта получились очень интересными, неожиданно теплыми и душевными. Подробности – в разделе ПОРТФОЛИО.


     Чем же современные мультимедиа технологии могут помочь краеведческому музею? Деликатно, концептуально обоснованно, грамотно и компетентно оформленные мультимедиа инсталляции в стенах любого музея способны выполнять сразу несколько важнейших функций!

  1. Мультимедийные технологии усиливают эмоциональное восприятие общей темы зала, экспозиционного стенда или  даже отдельно взятого явления.


     Например, в одном из районных краеведческих музеев, в зале, посвященном событиям ВОВ, мы создали инсталляцию в виде обычной довоенной комнаты: простенькие бумажные обои, круглый стол со скатертью, фотографии в рамках на стенах, карболитовый телефонный аппарат… Посетитель снимал трубку, подносил к уху – и самый большой семейный портрет на одной из стен комнаты внезапно «оживал» кадрами военной хроники, поверх которой медленно появлялись и исчезали строчки реальных писем жителей района с фронта родным. В тяжелой телефонной трубке под тихие знакомые мелодии военных лет, казалось, слышались голоса тех самых людей, которые когда-то, в страшные военные годы, писали родным, верили в победу и шли к ней во что бы то ни стало. На самом деле, конечно, это были актеры, голосами которых и были озвучены письма.


     Очень приятно, когда результат твоей работы можно увидеть в действии там, где он и задумывался. И в этот раз получилось именно так. Такая, казалось бы, простая идея: озвучить фронтовые письма. Не зачитать, а именно озвучить, актерски прожив, прочувствовав характер каждого, кто их писал. «Спрятать» голоса в старинную телефонную трубку, нарушив скучное музейное «руками не трогать», предложить посетителям присесть за стол, накрытый потертой вышитой скатертью и просто немножко послушать. Ни один из тех, кто снял трубку, не остался равнодушным. Кто-кто не мог сдержать слез, кто-то вдруг как будто останавливался где-то внутри себя, как будто глубже чувствовал те годы, тех людей.  Лицо каждого, кто послушал хотя бы одно письмо – менялись на глазах, и это очень впечатляло. Как же это смогло помочь музею? Очень просто. Испытав глубокие эмоции, люди приводили своих друзей, родных и знакомых, стремясь поделиться впечатлениями, разделить свои ощущения с близкими.


     Еще один пример – мультимедийная инсталляция «Стена Памяти». Суть ее в том, что на одной из стен внутри музея с помощью проектора транслировались появляющиеся и исчезающие имена и фамилии тех, кто столкнулся с войной лицом к лицу. Бесчисленное количество строчек, за которыми – реальные судьбы реальных воинов, жителей района, его героев и мучеников. И вроде тоже ничего особенного – строчки на стене, однако на посетителей это производило особенное впечатление, углубляя восприятие основной экспозиции. 


       2. Мультимедийный контент может показать те предметы, явления и события, которые иначе показать невозможно.


     Без лишней скромности продолжим приводить примеры из собственного опыта. В одном из музеев мы предложили «оживить», по сути, единственную достоверную карту освобождения района, нарисованную вручную одним из его Почетных жителей-краеведов. Карта хорошая, только вот с ходу разобраться сложно – кто-куда-когда… Идею реализовали с некоторыми дополнениям – динамичным вступлением, короткими рассказами о выдающихся военачальниках, VFX-эффектами, 3D-анимацией и соответствующим звуком с мужским закадровым голосом. Как же приятно было в итоге слышать от самых юных посетителей музея слова о том, что их впечатлил ролик-презентация, что они, наконец, поняли, как же двигались дивизии советской армии, где были самые ожесточенные бои и когда они закончились победой. Как еще за две минуты донести ребенку, что конкретно обозначают все эти стрелки, цифры, аббревиатуры и линии на пожелтевшем листке? Как объяснить маленькому почемучке, что за этим странным рисунком – тысячи жизней, сотни подвигов, множество мыслей, надежд, страхов и историй целого народа? 

       3. Мультимедийный контент побуждает посетителей получить больше информации по теме экспозиции.

     Одно из безусловных преимуществ мультимедийных инсталляций перед традиционными музейными способами экспозиций – интерактивность. Впитанный многими поколениями уже чуть ли не на генетическом уровне слоган «экспонаты руками не трогать», наконец-то, безжалостно попран высокими технологиями. В нынешнее малоромантичное время вряд ли встретишь школьника, который уговорит друзей пойти в музей на полном серьезе поизучать увешанный иллюстрированными распечатками стенд. А вот зайти «поиграть» в огромный планшет – да. В одном краеведческом музее, в зале ВОВ мы «спрятали» большой сенсорный стол в декоративный ящик из-под боеприпасов. Откинутая крышка ящика не скрывала экрана, прикоснувшись к которому, посетитель мог самостоятельно изучить хроники партизанского движения района. Причем, интерактивную мультимедийную презентацию для сенсорного стола (а это была именно она) мы создавали таким образом, чтобы даже младшим школьникам было ясно, о чем речь. Презентацию сопровождало максимально простое и понятное меню для быстрого выбора и перехода на интересующие страницы. Так, к примеру, страница, повествующая о быте партизан, в меню называлась «как жили», информация о деятельности – «что делали». Остальные пункты -  «отряды», «подвиги» и «итоги борьбы». Всё ясно, понятно, максимально наглядно, подробно и, в то же время, сжато. А еще - стильно, модно, молодёжно. Актуально и высокотехнологично. Не скучно и самостоятельно. 


     Функций, которые способны выполнить мультимедийные технологии в музее – бесконечное множество, как и инсталляций. Интерактивные системы навигации, аудиогиды, виртуальные помощники и экскурсии, инсталляции с использованием мультимедийных проекций с экранами и без них, различные интерактивные устройства, технологии дополненной реальности, средства виртуальной реальности, голограммы и псевдоголограммы, видеомаппинг, мобильные приложения, все это – великолепные, высокотехнологичные, современные инструменты, с помощью которых создаются настоящие чудеса. А вера в чудо, как известно, никогда не выходит из моды!